Статьи
Кому на Руси витаминов не хватает?
Более 22 % россиян страдают двумя и более заболеваниями, связанными с неправильным питанием, в частности с дефицитом витаминов и минеральных веществ. Кто все эти люди и как им помочь?
НЕРЕДКИЙ ДЕФИЦИТ
К группе повышенного риска по дефициту витаминов и минералов относятся, например, дети 2–3 лет, вегетарианцы, все, кто страдает пищевой непереносимостью и аллергией, обременены ожирением, болезнями ЖКТ, а также пожилые люди. Каких же микронутриентов им, да и всем нам, не хватает больше всего?
По последним данным Росстата и результатам исследований питания, у многих россиян в течение всего года наблюдается дефицит сразу нескольких витаминов, а также кальция, магния, цинка, йода и других минеральных веществ. А недостаточное потребление йода и витамина D носит настолько массовый характер, что выступает патологическим фоном, на котором развивается дефицит уже других микронутриентов. Второе место занимает нехватка витаминов группы В во всех группах населения.
Хотя в разных исследованиях изучались свои перечни витаминов, в целом всеми ими обеспечены лишь 14 % взрослых и около 17 % детей. При этом сочетанный недостаток трех и более витаминов обнаруживается у более чем 20 % взрослых и около 40 % детей. Помимо недостатка микронутриентов, вызванного их низким содержанием в пище, риск развития дефицита витаминов и минералов повышается при некоторых физиологических состояниях или на определенных этапах жизни. Одновременный недостаток сразу нескольких микронутриентов возникает при различных ограничениях питания (диеты), патологических процессах, приеме некоторых препаратов, стрессе (табл.).
В группе риска оказываются беременные и кормящие женщины вследствие повышенной потребности в эссенциальных микронутриентах. Доля обеспеченных витаминами будущих мам колеблется от 6 до 39 %, увеличиваясь при приеме витаминно-минеральных комплексов (ВМК). Относительное число женщин с недостатком трех и более витаминов варьирует в диапазоне 15–38 %. Соблюдение длительных религиозных постов также приводит к развитию множественной микронутриентной недостаточности с клиническими признаками дефицита микронутриентов.
ПОРОЧНЫЙ КРУГ
Он возникает при многих заболеваниях. При аллергии на фоне изначальной витаминной недостаточности, предрасполагающей к сенсибилизации организма, назначение элиминационных диет еще более усугубляет дефицит витаминов. При заболеваниях ЖКТ усиление недостатка витаминов обусловлено снижением их поступления с пищей в результате нарушения ассимиляции, а также применения редуцированных или щадящих диет, что приводит к нарушению витаминзависимых процессов поддержания структуры и функции ЖКТ.
Чаще же всего сочетанный недостаток трех и более витаминов обнаруживается в России у больных туберкулезом, работников вредных предприятий, беременных в третьем триместре, вегетарианцев, жителей Севера. К группе высокого риска множественной недостаточности микронутриентов относятся и спортсмены, особенно ограничивающие потребление энергии и контролирующие массу тела. В группу риска множественной недостаточности витаминов группы В входят пожилые люди (В1 , В2 , В6 , В9 , В12), пациенты с сердечной недостаточностью (В1 , В2 и В6 ), больные после операций, связанных с ожирением (резекция желудка), и вегетарианцы с веганами (В1 , В2 , В6 и В12).
У последних помимо дефицита витаминов группы В отмечается недостаток витамина D, который содержится в основном в продуктах животного происхождения. Обогащение рациона пищевыми волокнами (отруби злаковых, пектин, инулин), которые обладают сорбирующими способностями, или полиненасыщенными жирными кислотами с применением рыбьего жира либо растительных масел, способствующих усилению процессов перекисного окисления, может приводить к ухудшению обеспеченности организма витаминами-антиоксидантами (Е, С) и бета-каротином.
МНОЖЕСТВЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ
Для коррекции мультимикронутриентной недостаточности используют обогащенные пищевые продукты и ВМК. Наибольшую эффективность обеспечивает обогащение продукта не каким-то одним микронутриентом, а их комплексом. Наиболее физиологичным, не требующим изменения пищевых привычек способом повышения микронутриентной ценности рациона является введение в состав продуктов недостающих веществ.
Во многих странах законодательно регламентировано обогащение муки витаминами группы В и железом, молочной продукции — витамином D, а также йодирование соли. В сравнительных с плацебо исследованиях было показано, что добавление ВМК в состав базового рациона (рисовая и пшеничная мука, молочные продукты, напитки, печенье, спреды) приводит к увеличению концентрации микронутриентов в сыворотке крови, снижению их дефицита (железо, витамины А, В2 и В6 ), а также анемии — на 34 %, частоты развития зоба — на 74 %, дефектов нервной трубки — на 41 %. В РФ такое обогащение производится по инициативе самих изготовителей пищевой продукции. Причем законодательство допускает обогащение всего одним микронутриентом. В данных условиях целесообразно использовать многокомпонентные ВМК.
Поступающие в стационар пациенты, как правило, обеспечены витаминами хуже, чем здоровые люди. Согласно приказу МЗ РФ от 21.06.2013 г. № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» в стандартные рационы включены ВМК в количествах, покрывающих 50–100 % физиологической потребности в микронутриентах. При этом ВМК не обязательно должны быть в форме таблеток или капсул: в ходе приготовления пищи ВМК в таких же дозах или содержащие витамины белково-композитные смеси используют для обогащения готовых блюд лечебного и диетического профилактического питания непосредственно в медицинских организациях.
Но при непродолжительном пребывании в стационаре такой дозы может оказаться недостаточно для коррекции дефицита витаминов. Использование многокомпонентных ВМК обладает рядом преимуществ по сравнению с применением отдельных витаминов и минералов. При этом не только улучшается микронутриентный статус организма, но и устраняются последствия дефицита.
Так, прием мультимикронутриентных ВМК по сравнению с добавкой только железа и фолиевой кислоты не только предотвращал развитие анемии у беременных, снижая число маловесных новорожденных, но и уменьшал частоту преждевременных родов и появления на свет недоношенных с низким гестационным возрастом.
Эффективность ВМК зависит от дозы витаминов и продолжительности приема. Низкие дозы (15–50 % суточной нормы) не позволяют ликвидировать дефицит за месяц. Зато использование ВМК в количестве, покрывающем около 100 % физиологической потребности, приводит к заметному улучшению витаминной обеспеченности уже через 30 дней приема.
Обзор публикации сотрудников ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи
В.М. Коденцова и А.В. Погожева в журнале «Клиническое питание и метаболизм»
подготовил Роман Кириллов, к.м.н.